Меню

Выпуск - 42.2004

БОЛЕЗНИ в Аюрведе
Классическая Аюрведа никогда не рассматривала причины и механизмы развития болезни только с позиции внешних факторов. 
АЮРВЕДА - это красивое санскритское слово значит "наука жизни". Она зарождалась в Индии во времена немыслимой древности, еще до того, как начали строиться египетские пирамиды. Аюрведа - это медицина. Не вероучение с медицинским уклоном, не народная медицина, не целительство и не знахарство. Это научная система медицины, стройность и непротиворечивость которой поражают и современную мысль. 
Конечно, существуют болезни, которые возникают из-за внедрения в организм человека инфекции или из-за длительного воздействия разрушительных физических и химических факторов. Как правило, подобные виды патологии протекают в легкой форме и излечиваются сразу же, как только на них перестают воздействовать негативные факторы внешней среды. Любые хронические заболевания связаны с пятью, четырьмя или тремя механизмами, о которых мы будем говорить в данной рассылке. 
С точки зрения Аюрведы все БОЛЕЗНИ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА 5 ВИДОВ: 
1. Болезни-учителя 
Эти болезни возникают, когда человек 'сворачивает' со своего эволюционного пути в так называемый 'тупиковый коридор', и являются своеобразными индикаторами нашего несовершенства и пороков. С точки зрения эволюции сознания эти болезни останавливают нас, чтобы мы не ушли в сторону от своей настоящей программы. В современном обществе таких болезней встречается около 60-70 процентов. 
2. Болезни-друзья 
Возникновение подобных заболеваний приводит к защите организма от более страшных видов патологий. Например, системные дерматиты (экземы, нейродермит, псориаз) защищают человека от такого смертельного заболевания, как бронхиальная астма или даже цирроз печени. В их лечении современные врачи обычно используют гормональные мази, которые не только блокируют выход эндотоксинов через кожу, но и постепенно вызывают кортикостероидную недостаточность. Самое удивительное, что подобные мази можно купить в любой аптеке без рецепта. Известно также, что некоторые люди, страдающие бронхиальной астмой, после перенесенного туберкулеза полностью избавляются от своей основной болезни. В настоящее время в некоторых западных странах разрабатываются специальные туберкулезные вакцины, которые планируется использовать в комплексном лечении бронхиальной астмы. С давних времен известно и то, что если у человека, страдающего эпилепсией, разовьется варикозное расширение вен, то проявление судорожного синдрома может полностью исчезнуть или ослабнуть. Итак, подобные 'болезни-друзья', если они возникают, требуют правильной оценки врачом, и их лечение должно быть совершенно иным, чем в обычных случаях. Таких заболеваний встречается около 3-5 процентов. 
3. Болезни-помощники 
Многочисленные вирусы либо иные виды инфекций, а также некоторые физические факторы (геомагнитные бури, геопатогенные воздействия) оказывают на наш организм укрепляющее и адаптогенное воздействие. С их помощью наше тело как бы проходит определенную тренировку для преодоления более тяжелых недугов. В некоторых случаях такое воздействие может даже изменить характер биологической эволюции. 'Болезни-помощники' обычно проходят сами, без лечения, и не доставляют сильного беспокойства. Встречаются в 3-5 процентах случаев. 
4. Болезни-проводники 
Такие заболевания возникают у человека за несколько лет до смерти и с точки зрения Аюрведы считаются неизлечимыми. Современные исследования говорят о том, что причины нашей смерти кодируется уже в период внутриутробного развития на уровне молекул ДНК. 'Болезни-проводники' связаны с остановкой механизма наших 'больших и малых биологических часов'. То есть с истощением так называемого оджаса (оджас- это высшая форма энергии человеческого тела. Она проявляется в ауре прежде всего как тусклый голубой свет, но по мере очищения голубой свет становится все более светлым и в конце концов начинает сиять, как серебро или золото.) У более продвинутых людей оджас помещается в мозгу, где он стимулирует развитие интеллектуальных и духовных способностей. Когда видишь такого человека, у него вокруг головы можно заметить нимб золотистого свечения. Эти болезни приходят, чтобы обеспечить наш уход из этого мира, ведь никто не умирает просто от старости. Такие заболевания встречаются сейчас в 10-15 процентах случаев. 
5. Болезни-враги 
Возникают исключительно от внешних причин, например, от воздействия ионизирующего излучения, приема сильнодействующих токсических веществ (например, алкоголя или наркотиков), попадания в организм канцерогенов с воздухом, водой, пищей или сильного переохлаждения. Такие заболевания встречаются в 5-10 процентах случаев 
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ БОЛЕЗНЕЙ 
Аюрведическая медицина рассматривает пять основных механизмов развития хронических болезней. Из пяти механизмов развития болезней два относится к внутренним причинам, а три - к внешним. 
КАРМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ 
Связан с индивидуальной программой личности - индивидуальной кармой. Как во время прошлой, так и во время нынешней жизни у каждого из нас могут возникать и накапливаться определенные негативные стереотипы. Гордыня, алчность, страх, ненависть, осуждение, зависть, вожделение или ложь прорастают в нашем сердце словно сорняки. На нашем жизненном пути они являются своеобразными психологическими ловушками, затягивающими в тот или иной тупиковый коридор. Под их воздействием у нас возникает острое чувство неудовлетворенности и недовольства, появляется подавленность, депрессия, что в итоге может привести к развитию соответствующей данному пороку болезни. Излечить такие заболевания с помощью даже самых замечательных лекарственных препаратов, с помощью той или иной системы питания или гимнастики, - невозможно. Здесь требуется глубокий психоанализ, размышления, различные виды медитации или какие-то иные виды духовных и психологических практик. Современная западная медицина не учитывает кармическую причину развития болезни и в силу этого обычно не может достигнуть стойкого положительного результата в лечении тех или иных недугов. Вы можете открыть любой учебник по пропедевтике и терапии и прочитать, что ни одно хроническое заболевание не может быть полностью излечено. Однако опыт аюрведической, тибетской и китайской медицинских систем говорит совершенно иное. 
Вспомните один из сюжетов книги Л.Лагина "Старик Хоттабыч". Один мальчик постоянно осуждал других, и тогда джин сделал так, что мальчик лаял всякий раз, когда пытался заговорить. Ни врачи, ни психиатры ничего не могли поделать, пока Хоттабыч не объяснил мальчику, что к нему вернется нормальная человеческая речь, если он перестанет критиковать других. Однако как только он вновь захочет облить кого-то грязью - вновь начнет лаять. Именно так действует кармический механизм болезни, понуждая человека работать над своими пороками. 
Кармический механизм развития болезни похож на дамоклов меч. Это "меч" постоянно висит над нами, и готов обрушиться всякий раз, когда мы нарушаем законы Природы. 
Аюрведические методы диагностики позволяют очень точно определить кармическую предрасположенность человека к определенным заболеваниям. Их можно применять и к только что появившемуся на свет ребенку, предотвращая возникновение самых страшных недугов. 
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЧЕЛОВЕКА. 
Первое, что необходимо сделать - это определить для каждого человека его индивидуальные черты. 
1 тип - Вата
2 тип - Питта
3 тип - Кафа
4 тип - Ватта - Питта
5 тип - Питта - Кафа
6 тип - Питта - Вата
7 тип - Кафа - Питта
8 тип - Вата - Кафа
9 тип - Кафа - Ватта
10 тип - Вата - Питта - Кафа
Таким образом, с помощью пульсовой диагностики определяется к какому из десяти типов относится конкретный больной. С помощью той же пульсовой диагностики определяется уровень нарушения функций в человеческом организме. Далее, опираясь на двадцать подходов к лечению, которые существуют в Аюрведе, производится лечение. 
АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ. 
1. Первым методом лечения является метод воздействия на сознание пациента. Для этого его обучают по специальной техники трансцендентальной медитации, результатом чего является достижение определенной степени безмолвия. Это приводит пациента к достижению Чистого Сознания - как состояние соединения индивидуума с источником его бытия. 
2. Второй метод - где используется премордиальный звук. Это ведические первозвуки, которые синхронизируют всю человеческую сущность. Их врачи подбирают индивидуально к каждому больному и рекомендуют произносить их про себя или прослушивать определенное количество раз в день для улучшения самочувствия. 
3. Третий метод - интеллектуальный, то есть просят больного заняться самопознанием себя. Так как причина болезни по Аюрведе всегда кроется в ошибках интеллекта, поэтому, разобравшись в своих неправильных мыслях, поступках, больной постепенно восстанавливает порядок в своей природе. 
4. Четвертый подход - эмоциональный. Больному объясняют, что основной эмоцией является блаженство. Оживив блаженство в пациенте, врачи добиваются того, что оживляют точку перехода его сознания в его материальное тело. И это приводит к гармонизации биохимических процессов в организме. 
5. Пятый подход - язык. Суть этого метода заключается в том, чтобы правильно подобрать нужные слова для данного больного, которые могли бы вселить надежду на выздоровление. 
6. Шестой - Гандарваведа. Это использование специальных мелодических звуков, мелодий, подобранных согласно времени суток, которые как и премордиальные звуки восстанавливают гармонию внутри человека, вызывают профилактику и лечение болезней. 
7. Седьмой подход на уровне чувств. Для лечения может быть использовано каждое чувство. Так, зрение используют для цветотерапии, слух - для звукотерапии (музыкотерапии ), запах - для запахотерапии (различные ароматы ), вкус - травы - диетотерапии, осязание - массаж. 
8. Восьмой - пульсовая диагностика. Используя этот метод, врач не только устанавливает диагноз, но и по принципу обратной связи производит этим лечение. 
9. Девятый - психофармакологическая целостность. Это умственная техника, подобная аутогенной тренировке. 
10. Десятый - нейромышечная интеграция. Иными словами - это йогические упражнения - асаны. 
11. Одиннадцатый - нейрореспираторная интеграция или дыхательные упражнения - пранаяма. 
12. Двенадцатый - физиологические очищения различных полостей организма. 
13. Тринадцатый - диетотерапия. 
14. Четырнадцатый - травы, минералы. 
15. Пятнадцатый - рассаяны. Это особая категория травяных сборов для омоложения, долголетия и укрепление имунной системы. 
16.Шестнадцатый - поведенческий подход. Больной обучается правильному поведению в семье, обществе и по отношению к самому себе. 
17. Семнадцатый - ДЖОТИШ, что означает изучение натальной карты больного, то есть астрологической карты. 
18. Восемнадцатый - Ягья - это ведическая инженерия, которая восстанавливает гармонию между окружающей обстановкой и человеком через джотиш. 
19. Девятнадцатый - создание коллективного сознания через занятия трансцендентальной медитацией в группах. 
20. Двадцатый - мир - миру, здоровье миру. Таким образом, мы видим, что ответственность врача Аюрведы не ограничивается одним пациентом. Он создает здоровье не только себе и больному, но и здоровье всему миру, что выделяет медицину Аюрведы среди других восточных медицин. 
РОДОВОЙ МЕХАНИЗМ 
Этот механизм развития болезни связан не только с генетическими заболеваниями (сейчас их известно около двух с половиной тысяч), но главным образом - с коллективной кармой, которую иногда называют наследственной. 
Когда ребенок появляется в той или иной семье, он наследует как хорошие качества и способности своих родителей, так и их пороки. Рождаясь в семье, в которой наилучшим образом можно проявить свою карму - предназначенную жизненную программу, мы неизбежно принимаем на себя и проблемы своих родителей. 
Можно спросить: "Почему? С какой стати человек должен решать проблемы своих родителей?". 
Если вы хотите стать, к примеру, музыкантом, актером или врачом, а ваши родители являются мастерами в этой области искусства, это позволит вам еще в раннем детстве проявить свой талант. Но вместе с этим вы впитываете в себя и их негативные проблемы. Причем некоторые стереотипы ребенок начинает впитывать как губка еще в лоне матери и в первые 2-3 месяца после рождения. 
Энергоинформационная матрица отца и матери - их внутренний мир - едины. Ребенок оказывается в этом мире, и поэтому начинает поглощать и все хорошее, и все плохое. В младенчестве мы еще не способны различать, что хорошо и что плохо, и у нас просто нет выбора. А впоследствии эти стереотипы будут действовать также, как и в случае кармического механизма развития болезни. 
Когда наши родители умирают, мы в полной мере становимся наследниками своего рода. Мы часто думаем, что наследство - это дом, автомобиль или банковский счет. Однако истинное наследство - это способности, положительные или негативные стереотипы наших предков. Нам могут не нравиться отдельные черты отца или матери. Из-за этого мы можем начать с ними конфликтовать или пытаться их изменить. Но как только они покидают этот мир, мы с удивлением замечаем, что их негативные стереотипы в полной мере начинают проявляться внутри нас самих, и именно в этот период существует наибольшая опасность развития соответствующих болезней. 
Поэтому каждый человек должен работать не только со своими индивидуальными проблемами, но и решать проблемы своего рода. Кстати, и первая и вторая причина болезней не исчезают после нашей смерти - эти причины мы переносим в следующую жизнь. Что касается родового механизма развития болезни, то если мы не преодолеем его, он будет передаваться нашим потомкам. 
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ 
Этот механизм развития заболеваний связан с внешними отрицательными воздействиями, к которым относятся: неправильная система питания, несоответствующий конституции человека образ жизни, воздействие разрушительных физических и химических факторов - высокочастотных излучений, переохлаждений, радиации, токсических выбросов в атмосферу от работы промышленных предприятий, консервантов, красителей, синтетических удобрений, фармакологических препаратов, наркотиков, алкоголя, ядов. К отрицательным воздействиям относятся биологические (различные виды инфекций) и гормональные факторы (избыток некоторых видов гормонов оказывает разрушительное воздействие на жизненно важные органы). 
К сожалению, современная медицина трактует причины и механизмы хронических болезней только в рамках экологической модели. Однако Аюрведа считает, что хотя полностью исключать этот механизм не следует, воздействие на организм разнообразных патогенных факторов внешней среды при отсутствии внутренних причин в большинстве случаев не способно вызвать серьезных хронических заболеваний. Доказательством тому служат многочисленные примеры людей, контактирующих с инфекционными больными, но остающихся при этом совершенно здоровыми. Приведем несколько примеров экологических причин. 
В 20 веке в экономически развитых странах увеличилось употребление простых углеводов в 100 раз (сахар, рафинированная пшеничная мука, кукурузные изделия), а холестеринсодержащих продуктов - в 7-10 раз (красное мясо, яйца, сливочное масло, желтые сорта сыра). Это привело к стремительному распространению среди населения этих стран атеросклероза, ожирения, сахарного диабета 2 типа и гипертонической болезни. Например, современные исследования показали, что включение в ежедневный рацион питания трех куриных яиц увеличивает уже через 4-5 недель содержание холестерина на 0,5 ммоль (норма холестерина - от 3,5 до 5,5 ммоль/литр). 
Всеобщее распространение курения табака привело к увеличению смертности от атеросклероза сосудов сердца и головного мозга за счет токсического повреждения эндотелия сосудов, усиления тромбообразования и нарушения метаболизма холестерина. Кроме того, никотин и другие продукты сгорания табака снижают противоопухолевый иммунитет за счет угнетения функции вилочковой железы. Курение более 20 сигарет в день во всех возрастных группах коррелирует с возрастанием смертности в 10-15 раз. А в возрасте после 45 лет достаточно и 10 сигарет, чтобы вызвать столь же негативные последствия. 
Регулярное употребление кофе приводит к постоянному насыщению плазмы крови холестерином, повреждению эндотелия сосудов и угнетению работы клеток печени. По мнению некоторых исследователей, кофе даже более опасно для печени, чем алкоголь - кофе истощает надпочечники и гипофиз и ослабляет работу почек. Особенно вредно употребление кофе для женщин, поскольку он блокирует переход эстрадиола в эстриол, что грозит развитием фибриом, эндометриоза, мастопатии и спорадического зоба. В кофе также выявлен ряд мутагенов и канцерогенов. 
Широкое использование в 20 веке алюминиевой посуды привела к ускорению развития остеопорозов в пожилом возрасте (ионы алюминия вытесняют кальций из костей) и многочисленным формам онкологических заболеваний (окись алюминия относится к канцерогенам). Даже в тюрьмах США в середине 70-х годов было запрещено использовать алюминиевую посуду. Однако в нашей стране она продолжает продаваться во всех хозяйственных магазинах. 
АККУМУЛЯЦИОННЫЙ ИЛИ МЕТАБОЛИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ 
Различные факторы могут повредить каждую клетку организма на любой стадии развития организма. 
Вероятность ее повреждения возрастает с течением времени. Согласно Аюрведе, в момент зачатия мы получаем от родителей определенное количество невосполнимой энергии оджаса, который считается нашими "биологическими часами". По мере его использования происходит старение организма и увеличивается вероятность появления различных хронических заболеваний. Вероятнее всего, оджас относится к молекулам ДНК, при каждом делении клетки теряющих часть своих теломеров, на которых записана информация о том, как должна функционировать та или иная клетка - механизм саморегуляции, детокситации, обмена веществ и размножения. Естественно, что с течением времени клетка все больше и больше утрачивает информацию о своих функциональных возможностях, что приводит с одной стороны к усилению повреждений, а с другой стороны - к накоплению продуктов неполного метаболизма, так называемых клеточных шлаков. Примером аккумуляции балласта является увеличение с возрастом количества липофусцина (жирового пигмента) в клетках нервной системы. Известно, что если в нейронах уровень липофусцина достигает 30%, наступает смерть. 
Известно также, что защита сосудов от атеросклероза зависит также от работы особых антиоксидантных ферментов и простациклина, которые препятствуют атеросклерозу и повышенному тромбообразованию. Однако с возрастом эта биологическая система постепенно снижает свою активность, что ведет к неизбежному развитию атеросклероза. 
Постепенное истощение депо тормозных нейромедиаторов центральной нервной системы (дофамина, серотонина, энкефалинов и эндорфинов) приводит к нарушениям адаптации к факторам внешней среды. Поэтому в пожилом и старческом возрасте человек сильнее реагирует на изменение атмосферного давления, магнитные бури и различные психоэмоциональные воздействия. Это же является одной из причин развития гипертонической болезни и паркинсонизма. 
У некоторых людей после 60-63 лет начинает развиваться прогрессирующее снижение памяти в сочетании с апатией и инертностью. Затем развивается слабоумие. При сохранении памяти прошлой жизни он забывает, как пользоваться вилкой или электричеством, у него нарушается ориентация в пространстве, времени, он становится совершенно беспомощным. Это симптомокомплекс обозначается как болезнь Алцгеймера. Данная патология связана с постепенным снижением концентрации в мозге норадреналина, дофамина и серотонина. 
Четвертый механизм развития болезни несомненно играет большую роль после 25-30 лет. Считается, что смертность от хронических болезней возрастает в геометрической прогрессии у мужчин после 30-36 лет, а у женщин - после 45-50 лет. 
ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ (онтогенез - индивидуальное развитие особи, вся совокупность ее преобразований от зарождения до конца жизни.) 
Согласно Аюрведе жизнедеятельность организма зависит от стабильности системы дош - ваты, питты и капхи. Эти доши являются интегральными функциями нейроэндокринной системы. Вата относится к функции нервной системы, питта - к функции катаболического звена гормональной системы и ферментам, вызывающим распад тканей и энергетических запасов организма, а капха - к функциям анаболического звена гормональной системы и биологически активным веществам, обеспечивающим стабильность и защиту тканей. Три доши являются фактически управляющими принципами гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). 
Различные методы Аюрведы, системы питания, образа жизни, йогическая гимнастика а также специальная медитация направлены на то, чтобы сохранить равновесие трех дош (пракрити). В противном случае неизбежно будут возникать различные болезни и развиваться быстрое старение организма. Однако Чарака, Сушрута, Вагбхата и другие авторитеты Аюрведы указывали, что развитие физического тела, к сожалению, невозможно без нарушения стабильности этих трех дош (викрити). Гомеостаз является обязательным условием свободного существования организма. Между тем постоянная стабильность системы исключает возможность развития, и наоборот - обязательным условием осуществления программы развития является запрограммированное нарушение гомеостаза. 
Например, во время беременности функционирует дополнительная эндокринная железа - система "плацента-плод". Вырабатываемые ею гормоны не контролируются обычными системами обратной связи, и поэтому синтез плацентарных гормонов увеличивается параллельно с увеличением массы плаценты и с течением времени. Плацентарный "гормон роста" совместно с кортизолом снижает усвоение глюкозы мышечной тканью в материнском организме. Поэтому во вторую половину беременности существенно возрастает уровень глюкозы. Избыток глюкозы используется плодом, но у беременной гипергликемия вызывает возрастание в крови базального уровня инсулина. Влияние этих двух факторов приводит к накоплению жира во время беременности, масса которого увеличивается в среднем на 5-10 кг. 
Таким образом, предлагаемые Аюрведой методы понимания характера и причинных механизмов развития различных хронических заболеваний могут помочь решить многие проблемы современной медицины.
ДИАГНОСТИКА В АЮРВЕДЕ.
СТАДИИ БОЛЕЗНЕЙ И ДИАГНОСТИКА В АЮРВЕДЕ
В традиции Аюрведы принято классифицировать все болезни по шести стадиям их развития: 
психофизиологическая, 
энерго-информационная (эфирная), 
нейро-эндокринная (дисбаланс трёх дош), 
эндотоксическая, 
симптоматическая (проявленная) 
терминальная. 
Первые три стадии считаются легко излечимыми, четвёртая - излечимая, пятая - трудно излечимая, а шестая - неизлечимая. 
К сожалению, современная медицина чаще всего начинает оказывать помощь лишь на пятой, а то и на шестой стадии. Это обусловлено отсутствием медицинской грамотности среди населения, несовершенством диагностических методов и не совсем точной концепцией в определении понятия 'болезнь'. Возникает парадоксальная ситуация, когда, несмотря на то, что в нашей стране наибольшее количество врачей на душу населения, число больных с различными формами хронической патологии продолжает неизбежно возрастать. 
Аюрведа предлагает очень простые диагностические методы, которые позволяют, при достаточном опыте и мастерстве врача, поставить точный диагноз болезни любой из шести стадий. Такая диагностика называется методом 'пяти зеркал' и включает в себя выявление заболевания по пульсу, языку, ушным раковинам, глазам и кожным покровам. 
Методы лечения в аюрведической медицине определяются в зависимости от стадии болезни, хотя современная медицина относит многие из этих методов к профилактике. 
Первая стадия болезни - психофизиологическая - связана с проблемами нашего 'тонкого' тела. Существуют три основных природных начала, которыми мотивированы все проявления человеческого характера: 
1) саттва - гуна благости, основа умиротворения, терпения, смирения; 
2) раджас - гуна страсти, активное, деятельное, стимулирующее начало; 
3) тамас - гуна неведения, источник невежества, косности, заблуждений. Гуны очень динамичны и влияют на нашу психику по закону соответствия, проявляя уровень сознания человека. 
Их сочетание между собой создаёт всевозможные комбинации оттенков нашей психики. Неуравновешенность гун может вызывать большие психологические напряжения в человеке. Ниже даются краткие характеристики гун. 
Саттва-гуна дарует умиротворение, спокойствие, ясность ума, жизнерадостность, оптимистичность, энергичность, искренность, терпимость, доброту, милосердие, сострадательность, щедрость, скромность и отсутствие привязанности к наслаждениям. Обычно современным людям очень трудно удерживать своё сознание в гуне добродетели, которая отражает закон вселенской гармонии и ярко проявлена в нашем мире у праведников, йогов и святых мудрецов. Саттва-гуна даёт защиту от многочисленных болезней, преждевременной старости и смерти. Большинство людей могут удерживать состояние гуны благости лишь очень короткое время, так как подвержены влиянию раджаса и тамаса. 
Раджа-гуна, овладевая нашей психикой, лишает нас правильного восприятия мира, порождает очень сильные привязанности к объектам чувств (пристрастия), в результате чего затрачивается огромное количество энергии на их достижение. Гуна страсти затуманивает сознание и способствует проявлению многочисленных пороков и влиянию отрицательных психологических стереотипов, которые считаются в Аюрведе корнями большинства болезней. Симптомами раджа-гуны считаются: гордыня, эгоцентризм, раздражительность, зависть, алчность, гневливость, ненависть, ревность, похотливость, импульсивность, умственное беспокойство, нетерпимость, склонность к насилию, властолюбие, болтливость, страх и другие. С точки зрения Аюрведы, любой из этих симптомов свидетельствует о зарождающейся болезни. 
Тамас-гуна, погружая сознание человека в невежество, вызывает умственную инерцию, сон, апатию, медлительность, лень, наплевательское отношение к своей и чужой судьбе; рождает зависимость от стимуляторов и наркотических средств, склонность постоянно впадать в иллюзии, тупость, неразборчивость в том, что является благом, а что злом. Если доминирует гуна невежества, человек утрачивает желание заботиться о своём здоровье, он часто питается испорченной или несоответствующей пищей, не соблюдает правильный режим дня, разрушает своё тело алкоголем и наркотиками и обращается к врачам лишь на стадии, когда болезнь уже сильно проявлена в теле. Таким образом, если раджа-гуна или тама-гуна начинают доминировать в нашем сознании, Аюрведа считает это первой стадией болезни. Следует отметить, что психофизиологическая стадия может иметь врождённые или наследственные причины, что будет объяснено далее. 
Различные виды духовных практик, таких как: гьяна - изучение религиозно-философских текстов и медитация; йога - восьмиступенчатый путь контроля ума и чувств и постепенное отречение от материальной зависимости; бхакти - развитие взаимоотношений с Богом путём поклонения и молитв или повторения мантр - являются, согласно Аюрведе, наилучшей терапией для ума, позволяющей избавиться от разрушительного влияния раджаса и тамаса. Если человек не вырывает корни сорняков, они неизбежно будут давать всё новые и новые всходы. 
Пороки ума будут постепенно разрушать эфирное тело. 
Негативная реакция психики вносит искажения в резонансные частоты стхула-праны (информационные каналы проводят постоянные задающие частоты различных физиологических систем организма), в работу энерготрансформаторных станций (чакр) и каналов нади сукшма-праны. 
Негативные воздействия происходят и от высокочастотных излучений, возникающих при работе компьютеров, телевизоров, радиотелефонов, микроволновых печей, линий высоковольтных передач или при воздействии человеческого фактора (в момент гнева мы выбрасываем из себя такой огромный сгусток негативной энергии, что он может вызвать различные повреждения эфирного тела другого человека). 
Аюрведические врачи выявляли эти нарушения с помощью пульсовой диагностики, а современная медицина может это сделать по методу Кирлиан или по методу Фолля. Для корректировки эфирного тела аюрведическая медицина предлагает методы ароматерапии, музыкотерапии, формотерапии и цветотерапии, вкусотерапии, минералотерапии и пранатерапии (в том числе иглоукалывание, точечный массаж и энергомассаж). 
Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадии, то она неизбежно переходит на третью стадию - нейроэндокринную (стадию разбалансировки трёх дош). Негативные психологические стереотипы и отрицательные эмоции, внося искажения в энергоинформационное тело, вызывают разбалансировку центров головного и спинного мозга (дисбаланс вата-доши) и нарушают гормональное равновесие физического тела (дисбаланс питты и капхи). 
Нейроэндокринная система обеспечивает гомеостаз (постоянство внутренней среды физического тела). Любой внешний или внутренний фактор, нарушающий это равновесие, неизбежно приводит к активизации защитных реакций организма. Возбуждение коры и подкорковых центров головного мозга, в том числе и гипоталамуса (активизация прана-ваты), приводит к выбросу адреналина, глюкагона, тироксина (активизация ранджака-питты), а затем - кортизола и инсулина (активизация аваламбха-капхи). 
Под влиянием адреналина (гормона мозгового слоя надпочечников), глюкагона (контринсулярного гормона поджелудочной железы) и тироксина (гормона щитовидной железы) происходит повышение глюкозы в плазме крови, усиление распада жиров и гликогена (при этом глюкоза преимущественно используется мозговой тканью, а энергетические потребности организма обеспечиваются главным образом за счёт жирных кислот), повышается артериальное давление и усиливается сокращение сердца, активизируется активность тромбоцитов (склонность к тромбообразованию), уменьшается выделение пищеварительных ферментов и снижается болевая чувствительность. 
Действие указанных гормонов и их исполнителей ферментов достаточно кратковременно. Однако следом вырабатываются гормоны преимущественно анаболической направленности, активность которых сохраняется значительно более длительный период. Кортизол стимулирует образование глюкозы в печени из неуглеводных компонентов (в основном, из аминокислот), оказывает противовоспалительное действие, стабилизирует клеточные мембраны и подавляет функцию иммунной системы. Инсулин усиливает утилизацию тканями глюкозы, усиливает синтез жиров (в том числе и холестерина) и гликогена в печени и мышцах, и активность многих анаболических ферментов. 
Поскольку эфирное тело является своеобразным камертоном нейроэндокринной системы, и каждый канал стхула-праны сохраняет информацию о нормальном (стандартном) физиологическом уровне соответствующих гормонов и ферментов, любые стойкие нарушения энергоинформационного тела неизбежно приведут к несогласованной работе центров нейроэндокринной системы. Происходит развитие так называемого 'гиперадаптационного синдрома'. Согласно Аюрведе, нарушения в эфирном теле выводят из равновесия вату, питту и капху. Однако люди, в силу недостаточной чувствительности, не отмечают начало заболевания и редко обращаются к врачу на этом этапе. Современная медицина может выявить болезнь на этой стадии, правда, с помощью достаточно дорогостоящих биохимических и инструментальных исследований. 
Аюрведические каноны достаточно подробно описывают ранние признаки 3-й стадии болезни в зависимости от разбалансировки той или иной субдоши. Пульсовая диагностика также является очень точной системой выявления нейроэндокринных нарушений. 
Чтобы привести в равновесие вату, питту и капху, чаще всего достаточно правильно подобрать диету и распорядок жизни. В некоторых случаях необходимо добавить в рацион соответствующие пищевые добавки, минералы и фиторецептуры. 
В Аюрведе созданы специальные препараты, относящиеся к категории расаяны (лекарства, приводящие в равновесие нейроэндокринную систему). Естественно, методы, применяемые на более ранних стадиях, также используются и здесь. Эндотоксическая стадия связана с образованием и накоплением амы (продуктов неполного метаболизма). Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Образующиеся в этом случае 'шлаки' поступают в кровь или аккумулируются в тканях. Каждый орган имеет свою систему детоксикации, поэтому ама обычно имеет тенденцию накапливаться в 'ослабленных' частях организма. 
Биологические дефекты органов тела могут быть следствием кармы (греховных наклонностей прошлых или текущего воплощений) или приобретёнными (острые и хронические стрессы, неправильное питание, инфекции, проживание в экологически загрязнённых зонах и т.д.) Кармический механизм считается наиболее значимым. 
Поскольку болезни являются нашими учителями, указывающими на отклонения от пути эволюции, то надо учиться видеть, как наше невежество, порождает ослабление соответсвующих систем эфирного и физического тела. 
Например, гордыня ослабляет печень, эгоцентризм - сердце, а лицемерие - почки. Накопление амы в организме вызывает общую слабость, повышенную утомляемость, раздражительность, чувство дискомфорта, сонливость, нарушение памяти, появление обильного налёта на языке, дурного запаха изо рта, потерю аппетита, метеоризм, появление гнойничковых высыпаний на коже и др. 
В начале могут появиться только 2-3 симптома. Однако по мере прогрессирования заболевания признаки эндоинтоксикации будут всё более и более нарастать. 
Достаточно проголодать в течение суток, чтобы понять степень 'загрязнения' нашего организма (в этот период вышеуказанные симптомы болезни проявятся особенно остро). Некоторые 'шлаки' являются химически весьма опасными соединениями. 
Например, пигментный жир липофусцин, накапливаясь в нервных клетках, способен вызвать нарушение функции многих жизненно важных центров головного мозга. 
А свободные радикалы (супероксид радикал, перекись водорода и гидроксильный радикал), образующиеся в результате окислительно-восстановительных реакций, могут повреждать эндотелий сосудов, участвуя в развитии атеросклероза, вызывать повышенное старение межпозвоночных дисков и хрящевой ткани суставов за счёт сшивок молекул коллагена, нарушать коллоидное равновесие желчи, приводя к образованию камней. 
Метод 'пяти зеркал' позволяет достаточно точно выявить места накопления амы в организме. На четвертой стадии болезни Аюрведа применяет методы шодханы (очищение от амы). Проводят очищение желудочно-кишечного тракта, крови, почек, дыхательной системы и кожи. Для этого используются травы, энтеросорбенты и лечебные масла. 
Пятая стадия болезни (симптоматическая) связана с активизацией механизмов саморегуляции организма. В это время органы или ткани пытаются освободиться от амы. Эта стадия сопровождается появлением специфических симптомов, например, болью в области почек, повышением температуры, появлением кашля или тошнотой. Такое проявление называется 'музыкой болезни'. Любая патология организма имеет свой индивидуальный ритм, проявляющийся периодами обострения и ремиссии. 'Музыка болезни' будет звучать на лучезапястной артерии, где принято определять пульс. Естественно, даже по симптомам болезни опытный врач может на этой стадии легко поставить диагноз. 
К сожалению, большинство людей обращается за медицинской помощью только на пятой стадии, когда процесс лечения является достаточно сложным и требует огромного упорства и терпения как врача, так и больного. Здесь используется весь спектр комплексного лечения: иглоукалывание, остеопатия, гомеопатия, фитотерапия, точечный и общий массаж, гирудотерапия, пчёлоужаленье, бальнеотерапия, лечебная и дыхательная гимнастика, диетотерапия и методы психофизиологической саморегуляции. 
Если не удаётся преодолеть болезнь на предыдущих фазах, она неизбежно переходит в терминальную стадию. На этом этапе защитные механизмы органа утрачивают свою силу, а ткани претерпевают необратимые изменения. Происходит постепенное разрушение и гибель данной системы организма. 
Например, в результате развития мочекаменной болезни образуется огромный коралловидный камень, что приводит к гидронефрозу и гибели почки; или, например, в результате многочисленных инфарктов миокарда развивается сердечная недостаточность. Единственное, что остаётся пациенту на этой стадии, это обратиться за помощью к хирургу. Терапевтические методы позволяют лишь облегчить страдания больного и замедлить финал заболевания. 
Таким образом, мы видим, что ранняя диагностика повышает возможности успешного лечения болезней. Чтобы не болеть или начать лечение во время необходимо в первую очередь начать работать над своими негативными качествами, которые отягощают зарождающуюся карму. 

Добро пожаловать в таинственный и загадочный мир Магии!

Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.